С 1 июля 2025 года в России стартует эксперимент по автоматизированному онлайн-взысканию долгов за жилищно-коммунальные услуги. Эта инициатива призвана значительно упростить юридические процедуры как для граждан, так и для управляющих компаний и судов, сообщает Дзен-канал "1Мбанк".
Что значит онлайн-взыскание?
Запуск нового цифрового механизма подразумевает полный переход от традиционного бумажного документооборота к электронному. Процесс станет намного быстрее: от подачи иска до получения судебного приказа - все шаги будут происходить в цифровом формате без необходимости личного участия сторон.
Законодательные основоположения
На фоне изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2025 года, эксперимент продлится до 30 июня 2026 года и охватит несколько регионов, среди которых приоритетные территории будут объявлены позже. Основой для нововведения являются положения:
- Гражданского процессуального кодекса РФ (в части приказного производства);
- Федерального закона № 210-ФЗ, касающегося организации государственных услуг;
- Постановления Правительства РФ о внедрении автоматизированной системы взыскания долгов.
Процессоновляция взыскания и его эффективность
Каждый шаг нового механизма взаимодействия освободит судебные органы от многократной бумажной рутины и упростит жизнь граждан. Сначала заявление на взыскание будет предоставлено через ГИС ЖКХ, после чего необходимо будет лишь дождаться автоматического решения суда. Далее, должник получит уведомление через «Госуслуги», а если долг не будет погашен, оно будет передано в Федеральную службу судебных приставов.
Новая система будет действовать только для задолженностей по ЖКУ, включая коммунальные услуги (свет, вода, тепло, газ), оплату за содержание общего имущества и взносы на капитальный ремонт. При этом, автоматизированное взыскание доступно лишь при наличии подтвержденной задолженности, не превышающей 500 000 рублей.
Главные цели этого эксперимента - снизить сроки взыскания до 10-15 дней, повысить дисциплину платежей и снизить нагрузку на суды. С успехом данного проекта с 1 июля 2026 года будут внедрены аналогичные механизмы и для других задолженностей, что существенно облегчит взаимодействие граждан с государственными структурами.






























