В мире флоры орхидеи известны не только своей красотой, но и удивительными тактиками выживания. Эти цветы развили уникальные стратегии, чтобы привлечь внимание своих опылителей, использовав не только собственные формы и цвета, но и обман, выдавая себя за других растений.
Секреты цветочной мимикрии
Одними из основных опылителей цветковых растений являются пчелы, которые принимают участие в опылении 80% всех видов. В тропических лесах можно встретить уникальный вид пчел — Centris nitida, которые не только опыляют цветы, но и собирают масла, используемые для постройки гнезд. Эти пчелы, известные как "пчелы-нефтяники", предпочитают определенные растения из-за их запаха и вкусных "бонусов". Некоторые орхидеи, подражая этим растениям, могут блестяще обманывать опылителей, приковывая их внимание. Приближаясь к цветку, пчелы не получают обещанную награду, а лишь уносят с собой поллинии из нектарных растений.
Примеры жертвы: мальпигия и стигмафиллон
Одним из впечатляющих примеров является мальпигия голая (Malpighia glabra), известная как барбадосская вишня, происходящая из Южной Америки. Несмотря на название, это растение не имеет ничего общего с обыкновенной вишней, так как относится к другому семейству. У мальпигии имеются прозрачные волоски, которые могут причинить болезненные ощущения при прикосновении. Цветок светло-розового оттенка напоминает представителей рода Онцидиум, ведь пчелы различают цвет в меньшей степени, а потому форма может сыграть решающую роль.
Кроме того, стоит упомянуть о стигмафиллоне, еще одном растении из того же семейства, которое имеет желтые цветы, также привлекающие внимание насекомых. Хитрость этих цветов заставляет пчел посещать их в надежде найти «награду», оставляя их в поисках настоящего источника пищи.
Мимикрия в природе
Так, можно выделить три ключевых аспекта цветочной мимикрии, происходящей в природе: растения-модели, их двойники и опылители. Двойники, как настоящие артисты, заставляют пчел посещать свои цветы, которые абсолютно бесполезны для них, в то время как уносят с собой поллинии для дальнейшего опыления подлинных цветков. Такой механизм заставляет нас задуматься о невероятных хитростях природы и о том, как одни виды используют других для собственного выживания.



























