
Обществознание исчезнет из 6–8 классов с 2025 года. Что будет взамен?
Заметили, что школьные программы стали меняться чаще, чем обновляются приложения в телефоне? То алгебру подкрутят, то литературу подправят. Теперь добрались и до обществознания. С 1 сентября 2025 года этот предмет исчезнет из расписания шестых и седьмых классов. А ещё через год — и из восьмого. Останется он только у старшеклассников — в 9, 10 и 11 классах, где, как назло, начинается подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и прочим нервным периодам.
Изменения не рубят с плеча — будут внедряться постепенно, как будто проверяя, все ли ещё на борту
Сначала предмет аккуратно убирают у шестиклассников и семиклассников, начиная с 2025 года. Восьмиклассники пока ещё поживут по старым правилам, но не долго — с 2026-го и им скажут «спасибо, достаточно». За это время у школ будет шанс адаптироваться, а учителям — придумать, чем заняться, если предмета стало меньше, а интерес к нему, возможно, только вырос.
Почему решили убрать предмет, а не просто его обновить?
В официальных комментариях звучит всё красиво и немного туманно. Мол, времена меняются, требования к образованию — тоже. Нужно учить не просто предметам, а чему-то более глубокому, объёмному и, как сейчас модно говорить, метапредметному. То есть — не столько фактам, сколько мышлению. Не столько законам, сколько умению их понять и применить. Простыми словами: не «что такое демократия», а «что делать, если права нарушены».
Метапредметные навыки — это не магия, а попытка дать детям инструменты для жизни
Министерство просвещения делает ставку на то, что современному ученику важнее уметь ставить цели, искать информацию, сомневаться в сомнительном и отличать личное мнение от факта. Причём не только на уроке, а в жизни — в магазине, в банке, на избирательном участке. Так что теперь акцент будет не на запоминании терминов, а на том, как жить среди этих терминов и не запутаться.
А что будет вместо обществознания — шутка или реальный план?
Вот здесь — тишина. Официальных заявлений, чем именно заменят «выпавшие» уроки, пока нет. Предположительно, ключевые темы вроде устройства государства, экономики, прав и обязанностей граждан могут переехать в другие предметы — скажем, в историю или даже математику (ну а вдруг, если завуалировать под задачи про проценты и налоги). А может быть, появятся какие-то совершенно новые курсы, где вместо учебников — проекты, дебаты и реальные кейсы из жизни.
А учителя? А экзамены?
Логичный вопрос: если предмета стало меньше — чем будут заниматься учителя обществознания? Станут вести другие предметы? Возьмут больше часов у старшеклассников? Или их тихо сократят, надеясь, что никто особенно не возмутится? Похожая неопределённость с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ: если ребёнок не изучал предмет полноценно с шестого по восьмой класс, не получится ли так, что в девятом ему придётся догонять всё за год?
Пока официальные ответы на эти вопросы — в подвешенном состоянии. Видимо, они появятся ближе к моменту, когда станет ясно: новая модель работает или нуждается в ремонте.
Что из этого следует?
Скорее всего, Министерство просто решило, что обществознание в прежнем виде уже не работает. А раз так — зачем тянуть? Можно убрать, перераспределить темы, сделать акцент на навыках, а не на конспектах. Но получится ли заменить старое новым без потерь — покажет только время.
Так что...
Если в расписании исчез предмет, это ещё не значит, что исчезнут знания. Иногда они просто переезжают. А иногда — теряются по пути. Остаётся надеяться, что в этот раз — не тот случай.
...